Как научить ребенка пить капсулы. Сложный физиологический процесс или как научить ребенка глотать таблетки. Запивание таблетки жидкостью

Когда ребёнок болеет к беспокойству и волнению за него добавляется проблема лечения. Дети не любят пить лекарства, и иной раз, чтобы уговорить их на это, требуется потратить много терпения и сил.

Самая распространённая сложность в лечении касается приёма таблеток. Как научить ребёнка глотать таблетки? Конечно, существует ряд советов, способных облегчить эту задачу родителям. Ведь обычно именно на них возлагается решение данной проблемы.

Обучение лучше начинать с возраста 3,5 года. В это время с малышом уже можно договориться. Объяснить ему что-то и выслушать его страхи и опасения.

Как ни странно это звучит, но обучение в идеале нужно проводить, когда малыш здоров. В хорошем настроении и при отсутствии больного горла он скорее выполнит то, что вы от него хотите. В качестве обучающего материала можно использовать маленькие витамины. Первые таблетки в жизни малыша не должны быть горькими и крупными:

  • Покажите ребёнку пример, пусть он повторяет все действия за вами. Объясните, что запивать таблетки лучше всего простой водой.
  • Научите малыша правильно размещать таблетку на языке. Надо класть её далеко, но не слишком близко к корню, чтобы не вызвать рвотного рефлекса. Тоже касается, если вы спрашиваете, как научить ребенка глотать капсулы.
  • Объясните, как удобно глотать таблетки, не чувствуя их вкуса, а не разжевывать их. Расскажите, что они будут растворяться в животе, делая всё, чтобы болезнь ушла.
Многие мамы спрашивают, как научить ребёнка пить таблетки целиком. Конечно, лучше всего не делить их на части, если того не требует дозировка. Здесь главное не волноваться родителям. Ведь их волнения передаются и ребёнку. При запивании водой таблетка попадёт именно туда, куда и требуется.

Ваш кроха отлично справился с заданием и проглотил таблетку? Похвалите его! Наградите чем-либо вкусным и расскажите всем родственникам, какой он уже стал взрослый и как теперь легко его будет лечить.

Не забудьте рассказать малышу о том, что пить можно только те таблетки, которые даёт ему мама (папа, бабушка). Подчеркните, что есть таблетки, от которых можно выздороветь, но есть и те, от которых (если принимать их неправильно и без разрешения) можно, наоборот, заболеть.

Как заставить ребёнка пить лекарства

Многие родители пытаются силой влить в своё чадо лекарство. Подобный способ не всегда эффективен, кроха может захлебнуться водой, поперхнуться таблеткой, его может вырвать. Поэтому специалисты настаивают на положительной мотивации малыша.

Безусловно, в идеале не нужно заставлять малыша выпить необходимое ему лекарство, а гораздо эффективнее, договориться с ним. Для этого следует его успокоить, и успокоится самим.

После чего, поговорите с ребёнком. Объясните ему, что лекарства нужно пить, чтобы выздороветь. Предложите после невкусного препарата наградить его любимой сладостью.

Проявляйте хитрость, но никогда не обманывайте кроху, потому что в противном случае он не будет верить вам, даже если вы совершено искренне говорите, что эта таблетка не горькая.

Опытные родители знают: если удалось влить или всыпать лекарство ребенку внутрь - это еще ничего не значит. Даже когда малыш его проглотит, он запросто может выплюнуть или срыгнуть его обратно, заливая все вокруг, начиная с себя и родителей, заканчивая мебелью. В большей или меньшей степени почти все родители сталкиваются с тем, что заставить ребенка проглотить лекарство - это большое искусство. И иногда оно требует особых хитростей. Ведь некоторые дети становятся с возрастом все более изобретательными в том, чтобы оказывать сопротивление в этом деле. Чтобы облегчить себе это мероприятие, вы можете использовать некоторые из следующих советов:
* чтобы ввести лекарство, используют ложечку или пипетку. Самая удобная ложечка - не слишком глубокая и закругленная, ребенку легче ее вылизать. При случае вы можете ее перевернуть и провести по языку малыша, чтобы он слизал остатки. Если ребенку не нравится ложка, а пипетка слишком мала для вашей дозировки, можно использовать специальную ложку для лекарства или пластиковый шприц, с помощью которого лекарство вводится струйкой глубоко в рот малыша. Но, конечно, нужно вводить не больше того объема, который ребенок может проглотить за один раз;
* еще одно запасное средство, если другие не подошли, - это соска от бутылочки, из которой малыш может высосать лекарство. Затем налейте в ту же соску воды, чтобы он выпил с ней остатки лекарства. Сейчас в магазинах можно легко купить маленькие бутылочки специально для лекарств. У таких бутылочек удобная мерная шкала и различные насадки в виде сосок и мягких ложечек, при помощи которых ребенку легче давать различные препараты даже в виде нерастворяющегося порошка;
* при введении лекарства не задевайте заднюю часть языка, иначе вы можете спровоцировать рвотный рефлекс. Направьте ложку в глубь рта, а пипетку или шприц сбоку, то есть между задней частью десны и щекой, поскольку большинство вкусовых точек сконцентрировано па передней и центральной части языка.

Вводя глазные капли, удерживайте голову ребенка. В этом случае хотя бы часть лекарства достигнет своей цели.

* в охлажденном виде большинство лекарств имеют менее выраженный вкус, поэтому лучше давать их ребенку более холодным. Но уточните у фармацевта, не повлияет ли пониженная температура на действие препарата;
* если нет противопоказаний, лекарство можно смешать с соком или фруктовым пюре, и давать его в этом случае будет значительно легче;
* если у ребенка появилась побочная реакция на лекарство, на время прекратите его давать и возобновляйте прием, только посоветовавшись с врачом;
* иногда вам может понадобиться помощь. Принимайте ее или организуйте сами.

Если вы даете лекарство в одиночку, а ребенок сопротивляется

Пытаться дать лекарство кричащему и брыкающемуся ребенку - невероятно сложная задача. Но если рядом с вами все-таки никого пет, сначала посадите вашего больного в высокий стульчик или детское сиденье, пристегните его и быстро дайте лекарство. Если такого стульчика нет, попробуйте другой прием:
* наполните емкость лекарством (ложку - не до краев) и поставьте ее на стол в пределах досягаемости;
* затем сами сядьте на жесткий стул, а ребенка посадите себе на колени лицом вперед;
* поместите левую руку поперек тела ребенка, надежно удерживая его ручки;
* возьмитесь левой рукой за челюсть ребенка, поместив большой палец на одну щеку, а указательный - на другую;
* наклоните голову ребенка немного назад и мягко нажмите на щеки, чтобы рот открылся;
* правой рукой введите лекарство. Продолжайте легко нажимать на щеки ребенка, пока лекарство не будет проглочено ребенком.
Вся эта процедура должна занять всего несколько секунд: если вы замешкаетесь, малыш начнет вырываться.

Всегда подносите лекарство ребенку уверенно, даже если в прошлый раз у вас ничего не получилось. Если малыш почувствует, что вы ожидаете сопротивления, вы обязательно его получите. Так может произойти в любом случае, конечно, но ваша уверенность повышает шансы на успех.

Последнее средство, которое вы можете использовать: смешайте лекарство с 1-2 чайными ложками пропущенного через сито фруктового пюре или фруктового сока, но только если врач не запретил делать такую смесь. Главное, не разбавляйте лекарство большим количеством пищи или сока, потому что малыш может просто не съесть всю порцию.

Помните, что во время болезни ребенка лучше не давать новую пищу.

Во время болезни ребенка к волнению о его самочувствии добавляются и проблемы терапии.

Дети не всегда готовы принимать медикаменты, и чтобы уговорить их на это, часто требуется много сил и времени.

Есть несколько советов для родителей – как научить ребенка глотать таблетки. Ведь именно на родителей педиатр возлагает ответственность за проведение успешной терапевтической схемы, назначенной врачом.

Это сложный физиологический процесс, потому что глотка участвует не только в глотании, но и в дыхании.

Он представляет собой сложный рефлекторный мышечный акт, при котором еда переводится через глотку в пищевод.

Это осуществляется благодаря поочередному сокращению и расслаблению мышц.

Этот процесс делится на три фазы:

  1. Ротовая – управляется сознанием, являясь произвольной. Пережеванная и смоченная слюной еда представляет из себя скользкий пищевой комок – болюс. В процессе движения языка и щек он перемещается к спинке языка, при сокращении которого пища прижимается к твердому нёбу и перемещается на его корень, за пределы небно-язычных дужек.
  2. Глоточная – быстрая и непроизвольная, она не контролируется сознанием. Раздражение рецепторов корня языка приводит к сокращению мышц, приподнимающих мягкое небо. Оно закрывает сообщение глотки с носовой полостью, дабы избежать забрасывания в нее еды. Пищевой комок проталкивается в глотку движениями языка. При этом происходит сокращение мышц, смещающих подъязычную кость и поднимающих гортань. Пища не попадает в дыхательные пути благодаря тому, что их перекрывает надгортанник. Повышенное давление в полости рта и пониженное в глотке – способствует перемещению комка в глотку. Поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к небу небно-язычные дужки, не дают пище забрасываться обратно в ротовую полость.

Когда пищевой комок поступает в глотку, продольные мышцы – подниматели поднимают глотку к верху.

Мышцы – сжиматели поочередно, от верхней к нижней, сокращаются и проталкивают комок к пищеводу.

Верхний пищеводный сфинктер остается закрыт, когда отсутствует акт глотания.

В результате увеличения давления во время глотания он открывается, и пищевой комок поступает в начало пищевода.

Первые две фазы глотания короткие – примерно одна секунда.

  1. Пищеводная – длительная и является непроизвольной. Она длится 1-2 секунды при попадании в пищевод жидкости и 8-9 при попадании твердой пищи.

В момент, когда происходит глоток, пищевод подтягивается к глотке и верхний пищеводный сфинктер расширяется, принимая болюс. Сокращающие кольцеобразно расположенные мышцы пищевода сокращаются и передвигают пищевой комок в сторону желудка.

На границе пищевода с желудком расположен нижний пищеводный сфинктер. Он ограничивает попадание агрессивного содержимого желудка в пищевод. Пищевой комок, достигнув этой границы, попадает в желудок, благодаря расслаблению нижнего пищеводного сфинктера.

Глоточную фазу невозможно выполнить, если в ротовой полости отсутствует пища или жидкость. Нельзя остановить глотание, которое началось из-за раздражения рецепторов корня языка.

Причины отсутствия соматического глотания

Соматическое глотание сменяет собой инфантильное глотание, которое в норме наблюдается у детей до 2 лет. К смене типа глотания приводит прорезывание зубов.

При инфантильном типе происходит прокладывание языка между беззубыми челюстями до упора в губы в момент глотания. Язык в таком случае не упирается в твердое небо.

Существует ряд причин, которые обуславливают отсутствие соматического глотания:

  1. Отсутствие в рационе малыша твердой пищи. Если ребенок с появлением зубов не прекращает употреблять исключительно жидкую еду, функция глотания не становится основной. Это станет причиной отсутствия соматического глотания.
  2. Короткая уздечка языка, которая мешает его прилеганию к твердому небу.
  3. При хронических отоларингологических процессах преобладает ротовое дыхание. Оно содействует переднему месторасположения языка и переходу на соматический тип глотания.
  4. , функция сосания отходит на второй план. Ее сменяет жевательная функция. При использовании соски более одного года, жевательная функция угнетается, что так же может привести к отсутствию соматического глотания.
  5. : чересчур длинной или с крупным отверстием.
  6. При прорезывании молочных зубов на 3 месяца позднее от физиологической нормы.

Инфантильное глотание приводит к проблемам с прикусом. Чтобы исправить ситуацию нужно исключить все факторы, мешающие развитию соматического глотания. Если ситуация не меняется, следует обратиться к логопеду, который подберет индивидуальный комплекс упражнений.

Как научить ребенка глотать таблетки

Перед началом обучения следует создать благоприятную среду для ребенка.

Объяснить все преимущества проглатывания таблеток и капсул без разжевывания.

Приступать к обучению следует с возраста 3.5 лет, когда с ребенком можно договориться, выслушать его опасения и страхи.

Обучение проводят, когда ребенок не болеет. От здорового малыша в хорошем настроении и без больного горла будет легче добиться результатов. Например, можно использовать витамины, но не давать больше 1-2 штук за занятие, иначе у ребенка возникнет представление, что можно пить таблетки-витамины сколько захочешь.

  1. Следует показать малышу на своем примере, как принимать таблетки.
  2. Объяснить, что таблетки запиваются только водой.
  3. Рассказать, что правильно таблетку класть не близко к корню языка, чтобы не спровоцировать рвотный рефлекс. Лучше использовать простые и короткие фразы: «Возьми таблетку, а другой рукой стакан с водой. Положи таблетку на язык, запей и проглоти».
  4. Объяснить, что лучше глотать таблетки, не разжевывая: «Так не почувствуется вкуса, а таблетка будет растворяться в животе, борясь с болезнью».
  5. Дать ребенку возможность выбрать, когда принимать лекарство, если в инструкции нет четких указаний об этом.
  6. Возможность обнять любимую игрушку подарить ребенку спокойствие и комфорт.
  7. Не нужно волноваться, это передается малышу, что не будет способствовать успешному обучению.
  8. Для предотвращения бесконтрольного употребления лекарственных средств и отравлений, надо объяснить ребенку, что можно принимать только те таблетки, которые дают родители или врач. Донести до малыша, что нельзя без разрешения брать и глотать лекарства.
  9. Рассказать ребенку, что такое таблетки, от которых выздоравливают, но есть и те, от которых можно заболеть, если принимать их неправильно или без разрешения.
  10. Не пытаться насильно напоить ребенка лекарством. Это неэффективно и опасно. Ребенок может поперхнуться таблеткой или водой. Его может вырвать. Такой подход придаст приему медикаментов негативный оттенок, что в дальнейшем повлечет за собой нежелание ребенка принимать лекарства.
  11. Нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, что это было необходимо для его здоровья. Предложить сладость за употребление невкусной таблетки. Родителям стоить проявить хитрость, но не обманывать малыша. Если он потеряет доверие, уже никогда не получится убедить его, что таблетка не горькая, даже если говорить это искренне.
  12. В случае успеха нужно поощрить ребенка небольшой игрушкой или сладостями и устной похвалой.

Нужно наблюдать за ребенком. Если он не может проглотить таблетку, заметить это просто. Причиной тому может служить гиперактивный рвотный рефлекс или хроническая рвота. Предыдущий негативный опыт применения лекарств тоже может препятствовать обучению.

Подводя итоги, хочется отметить, что самым важным является создание благоприятной обстановки в процессе обучения. Следует набраться терпения. Все дети индивидуальны и им требуется разное время, чтобы научиться глотать таблетки.

Достаточно уделять 10-20 минут в день на занятия с ребенком, разговаривать с ним, выслушивать его переживания по поводу приема лекарств. При соблюдении таких простых правил, успех не заставит себя ждать.

Несмотря на то, что прием таблеток является вполне обыденной процедурой, у многих взрослых и детей она вызывает серьезные затруднения. Страх возникновения рвотного рефлекса настолько напрягает горло, что таблетка упорно остается во рту, дожидаясь, когда вы ее выплюнете. К счастью, существуют различные способы борьбы с данной проблемой, которые помогут вам расслабиться, преодолеть страх подавиться таблеткой и позволят спокойно ее проглотить.

Шаги

Прием таблетки с пищей

    Съешьте таблетку с хлебом. Если вы пытаетесь принять таблетку и просто никак не можете ее проглотить, попробуйте воспользоваться кусочком хлеба. Отломите небольшой кусочек хлеба и прожуйте его до готовности к проглатыванию. Перед проглатыванием хлеба возьмите таблетку и присоедините ее к разжеванному хлебу у себя во рту. Закройте рот и проглотите хлеб вместе с таблеткой. Таблетка должна проглотитьтся без труда.

    • Также можно использовать кусочек бублика, печенье или крекер. Их текстура достаточно схожа с хлебом, что поможет вам проглотить таблетку с их помощью.
    • Также вы можете запить хлеб водой, чтобы он лучше прошел по пищеводу.
    • Некоторые лекарства следует принимать на голодный желудок. Сверьтесь с инструкциями к препарату, чтобы проверить наличие указаний о необходимости приема лекарства на голодный желудок.
  1. Съешьте таблетку с мармеладом. Чтобы облегчить себе проглатывание таблетки, ее можно воткнуть в кусочек мармелада. Возьмите кусочек мармелада и сделайте в нем небольшой надрез. Вставьте в надрез таблетку. Съешьте мармелад, но не разжевывайте его. Разжевывание некоторых таблеток изменяет время начала их действия. Просто постарайтесь проглотить мармелад, а когда он окажется у вас в горле, быстро запейте его водой.

    • У вас могут возникнуть затруднения, если вы окажетесь не в состоянии проглотить кусочек мармелада. Вам может потребоваться определенная практика.
    • Данный метод очень хорошо подходит детям. Маскировка таблетки мармеладом облегчает задачу родителей убедить ребенка принять лекарство.
  2. Смажьте таблетку медом или арахисовым маслом. Таблетки можно принимать вместе с медом или арахисовым маслом, так как эти продукты облегчают их прохождение через горло. Возьмите полную ложку любого из указанных продуктов и поместите таблетку в самый центр ложки. Обязательно протолкните таблетку вглубь меда или арахисового масла. Затем проглотите подготовленную ложку меда или арахисового масла вместе с таблеткой. Запейте ее водой.

    • Вам следует попить воды до и после применения данного способа. Мед и арахисовое масло являются довольно густыми продуктами и могут достаточно медленно проглатываться. Увлажнение горла водой до и после их употребления может помочь вам легче проглотить ложку с таблеткой и не поперхнуться.
  3. Попробуйте съесть таблетку с мягкой пищей. Если вы не можете проглотить таблетку с хлебом, попробуйте съесть ее с мягкой пищей, например, с яблочным пюре, йогуртом, мороженым, пудингом или с желе. Данный метод применяется в больницах для пациентов, испытывающих трудности с глотанием. Приготовьте небольшую тарелочку пищи. Поешьте немного перед тем, как вы соберетесь проглотить с пищей таблетку. Затем съешьте таблетку с очередной ложкой еды. Таблетка должна проглотиться без труда вместе с пищей, когда вы сделаете глоток.

    • Не разжевывайте при этом таблетку.
  4. Практикуйте проглатывание таблеток на мелких конфетах. Одной из основных причин того, что люди испытывают трудности с проглатыванием таблеток, является то, что горло отторгает попадание в него таблетки и напрягается. Чтобы преодолеть это, можно попрактиковаться в проглатывании мелких сладких драже для приучения горла к проглатыванию цельных объектов без создания риска поперхнуться или получить травму. Возьмите небольшое драже, например, мини M&M’s. Положите его в рот, как таблетку, и проглотите с глотком воды. Повторяйте процедуру до тех пор, пока не привыкните к размеру проглатываемых драже.

    Съешьте таблетку с мандарином. Попробуйте проглотить целую дольку мандарина. После привыкания к проглатыванию долек мандарина поместите таблетку внутрь очередной дольки и проглотите ее. Гладкая текстура поверхности дольки мандарина облегчит прохождение таблетки через горло и позволит без труда ее проглотить.

    • Запейте дольку мандарина водой, чтобы она лучше прошла по пищеводу.

    Запивание таблетки жидкостью

    1. Выпейте таблетку вместе с мелкими глотками воды. Когда вы принимаете лекарство, вам требуется, чтобы горло было максимально хорошо увлажненным для легкого прохождения таблетки через горло. Сделайте несколько небольших глотков воды перед приемом таблетки. Положите таблетку у основания языка, а затем продолжите пить воду, пока не проглотите таблетку.

      Попробуйте воспользоваться методом двух больших глотков. Возьмите таблетку и положите ее на язык. Наберите полный рот воды и большим глотком проглотите воду, но не таблетку. Затем сделайте еще один большой глоток воды уже вместе с таблеткой. После этого сделайте один нормальный глоток воды, чтобы помочь таблетке пройти по пищеводу.

      Воспользуйтесь соломинкой для коктейлей. Некоторым людям легче проглотить таблетку с водой или напитком, засасываемым через соломинку. Положите таблетку на основание языка. Начните пить воду или напиток через соломинку и проглотите при этом таблетку. Продолжайте пить после проглатывания таблетки, чтобы способствовать ее прохождению по пищеводу.

      Перед употреблением таблетки выпейте много воды. Некоторые люди находят, что употребление большого количества воды перед приемом таблетки облегчает ее проглатывание. Далее наберите полный рот воды. Слегка раскройте губы и протолкните в рот таблетку. Затем проглотите воду вместе с таблеткой.

      Помогите ребенку проглотить таблетку. Даже трехлетним детям может потребоваться пить таблетки. В этом возрасте ребенку может быть трудно понять технику проглатывания таблетки, либо он может просто бояться ею подавиться. Если вы попали в такую ситуацию, попробуйте объяснить малышу весь процесс. Простым способом дать таблетку ребенку является просьба к нему набрать в рот воды и подержать ее во рту, глядя на потолок. Подсуньте таблетку в рот ребенку через уголок губ и подождите, когда она опустится к горлу. Через некоторое время попросите ребенка проглотить воду, таблетка при этом должна проглотиться вместе с водой.

      • Вы также можете попробовать с ребенком любой другой метод проглатывания таблеток с едой или напитками, если это не запрещено инструкциями к препарату.

    Применение альтернативных методов

    1. Попробуйте воспользоваться пластиковой бутылкой. Наполните пластиковую бутылку водой. Положите таблетку на язык. Затем обхватите губами горлышко бутылки. Запрокиньте голову и попейте воды. Держите губы на горлышке бутылки и высасывайте воду из нее. Вода вместе с таблеткой должна без труда пройти через горло.

      Воспользуйтесь методом наклона головы вперед. При использовании данного метода вам следует положить таблетку на язык. Затем необходимо набрать в рот воды, но не спешить глотать ее. Предварительно потребуется наклонить голову вперед, прижав подбородок к груди. Позвольте капсуле с лекарством проскользнуть ближе к горлу и затем проглотите ее.

      Расслабьтесь. Тревога может оказывать существенное влияние на возможность проглотить таблетку. Очень важно при этом расслабиться. Если вы нервничаете, ваше тело напрягается и вам становится труднее глотать таблетки. Чтобы предотвратить подобный эффект вам необходимо расслабиться. Присядьте со стаканом воды и займитесь тем, что поможет вам снизить тревогу. Найдите для этого тихое место, послушайте успокоительную музыку или помедитируйте.

    2. Найдите альтернативу таблеткам. Очень многие препараты выпускаются в различных лекарственных формах. Вы можете приобрести лекарство в жидком виде, в виде пластыря, крема, раствора для ингаляций, в виде ректальных свеч или аэрозолей, которые представляют собой растворенные в воде таблетки. Поговорите с врачом о возможных вариантах, особенно если вам трудно глотать таблетки вне зависимости от применяемого при этом метода.

      • Не пытайтесь принимать таблетку каким-либо иным способом, отличным от того, который порекомендовал врач. Не измельчайте таблетку и не пробуйте ее растворить, не пытайтесь использовать таблетку вместо ректальной свечи, если она не предназначена для этого. Всегда консультируйтесь с врачом, если вы изменяете метод приема таблетки.

Глотательный рефлекс, благодаря которому пища из ротовой полости попадает в пищевод, а затем в желудок, является врожденным. У новорожденного ребенка глотательный рефлекс изначально хорошо развит, но механизм глотания отличается от того, который развивается впоследствии, при поедании густой и твердой пищи.

Если ваш малыш к полутора-двум годам, или к более старшему возрасту, не научился проглатывать еду, это повод всерьез озаботиться ситуацией и предпринять все возможное, чтобы решить этот вопрос.

Проблема с глотанием лекарственных средств в виде таблеток или капсул, которые детям начинают назначать приблизительно с трехлетнего возраста, лежит в несколько иной плоскости. Малышу с нормально развитым рефлексом глотания просто требуется освоить «технологию» процесса.

Особенности процесса глотания

Глотание представляет собой совокупность двигательных реакций. У младенца с рождения развито глотание, именующееся инфантильным. Оно позволяет малышу потреблять еду в жидком виде – в процессе сосания мышцы языка, щек и губ малыша сокращаются, создавая отрицательное давление в ротовой полости. В результате во рту начинает скапливаться молоко, и язык направляет его в глотку.

В процессе инфантильного глотания малыш кончиком языка касается губ, это является нормой для малышей первых месяцев жизни – до . С их появлением сосательный рефлекс заменяется жевательным – это заметно по поведению грудничка, который начинает тянуть в рот различные предметы и пытаться их пожевать.

На этом этапе жизни при правильном развитии младенца инфантильное глотание заменяется соматическим. В процессе такого глотания язык упирается кончиком уже не в губы, а в твердое небо, в его переднюю треть – это позволяет спинке языка двигать еду в гортань.

Но для формирования навыка соматического глотания ребенок должен получать пищу, более плотную по консистенции, чем полужидкое пюрированное детское питание. Иначе у ребенка при попытках глотания язык попадает между рядами зубов, что провоцирует привычку к неправильному прикусу. При таком варианте глотания начинают работать мышцы около рта, круговая и подбородочная, а также мышцы шеи. Это дискомфортно для малыша и заставляет его отказываться от глотания твердой пищи.

Почему отсутствует соматическое глотание

Ребенок не переходит от инфантильного типа глотания к соматическому по следующим причинам:

  • чрезмерно затянулся период сосания ;
  • не начали вовремя включать в рацион твердую пищу;
  • зубы прорезываются со значительным отставанием по срокам;
  • уздечка языка короткая и неэластичная;
  • привычка к дыханию через рот из-за постоянной заложенности носа.

К формированию неправильной техники глотания приводит использование соски, не соответствующей размеру ротовой полости малыша. Если соска слишком длинная и доходит до мягкого неба, она мешает языку правильно функционировать.

Хронические заболевания, разрастание аденоидов приводят к постоянной заложенности носа и заставляют ребенка дышать ртом. В такой ситуации ему сложно перестроиться на соматическое дыхание.

Если малыша после прорезывания зубов продолжать кормить только полужидкой и жидкой пищей, то у него не развиваются навыки жевания и соматического глотания. При этом язычная мышца плохо развивается, что ведет к целому ряду проблем, включая отставание в речевом развитии.

Ход лечения

Если ребенок старше годовалого возраста не глотает еду, это серьезный повод обратиться к специалистам. Чем быстрее проблема будет решена, тем выше шансы, что это не скажется на речевом развитии малыша.

Важно наладить правильное питание ребенка. Нельзя давать ему покупное полужидкое овощное или фруктовое пюре – это стимулирует привычное инфантильное глотание. Следует переключиться на еду, более плотную по структуре, для стимуляции жевания в ней должны попадаться небольшие кусочки продуктов.

Подходящей консистенции продукта можно добиться, если не перемалывать овощи или фрукты в блендере, а разминать продукты с мягкой структурой (вареный картофель, бананы, персики и т.д.) при помощи вилки – в этом случае ребенку есть что и глотать.

Малышу в возрасте от года давайте есть твердую пищу, которую приходится грызть и жевать – морковь, яблоки, баранки, сухари. Если опасаетесь, что ребенок подавится, используйте ниблер – специальное устройство, по типу похожее на соску, но с сеточкой, в которую вкладывают кусочек не слишком твердого фрукта. Стимуляция жевания помогает и развитию соматического глотания.

Важно выполнять специальные упражнения, направленные на стимуляцию мышц, необходимых для глотания, сидя в правильной позе перед зеркалом – выпрямив спинку, прямо держа голову:

  • Облизывание губ. Верхнюю и нижнюю губу полуоткрытого рта ребенок облизывает поочередно, ведя языком от одного уголка к другому.
  • Маляр. Улыбнувшись, довольно широко открыть рот. Языком, расширив его, ребенок гладит небо по направлению от зубов к глотке. Нижнюю челюсть надо держать неподвижно.
  • Чистим и считаем зубы. Улыбнувшись, приоткрыть рот. Необходимо водить по верхним зубкам с тыльной стороны кончиком язычка. Затем «пересчитывать» их, останавливаясь на каждом. Следите за неподвижностью нижней челюсти.
  • Цоканье. Приоткрыть рот и поучиться цокать языком, не шевеля нижней челюстью.
  • Капля меда. Капельку сиропа или меда (или шарик из хлебного мякиша) поместите на кончик языка, ребенок должен попытаться с усилием ее проглотить.
  • Полоскание. Поэтапно полощите горло минеральной водичкой, киселем жидкой консистенции, кефиром комнатной температуры, густым киселем.
  • Зевать, жевать, глотать. Соответствующие движения выполняют, запрокинув голову и не открывая рта.

Приучаем глотать:

  1. Вырежьте из пипетки резиновое колечко и положите его на кончик языка ребенка. Он должен его прижать к твердому небу, в области складок за зубами. Затем следует сжать зубы и сомкнуть губы. Это исходное положение.
  2. Попросите малыша проглотить слюну. Если язык поменял положение и сдвинулся в область между зубами – это неправильно. Объясните ребенку, что нужно научиться глотать, оставляя кончик языка, прижимать резиновое колечко к небу. Упражнение повторяют сначала дважды в день по 5 раз, затем 3 раза в день по 10 раз.
  3. Примите исходное положение. Малыш должен удерживать колечко на месте в течение 5 минут. В следующие дни это время плавно увеличивается до 10 минут.
  4. Примите исходное положение. Учите ребенка проглатывать слюну, не размыкая губ, при этом они должны быть расслаблены.

Если ваш малыш при переходе с полужидкой пищи на более густую и неоднородную держит во рту еду и не глотает ее, первым делом проконсультируйтесь с педиатром. Необходимо поверить состояние уздечки языка, исключить проблемы с носовым дыханием.

Приучаем глотать таблетки

Детям даже с развитым соматическим глотанием может быть сложно проглатывать таблетки и капсулы. Чтобы не возникло проблем с приемом лекарства во время болезни, полезно малыша в возрасте 3-3,5 лет научить правильно глотать таблетки.

Чтобы научить ребенка глотать таблетки, действуйте по следующей схеме:

  • объясните ему последовательность действий;
  • дайте отпить глоток чистой воды комнатной температуры, чтобы язык был влажным, и таблетка не приклеилась слюной к его поверхности;
  • попросите ребенка открыть рот и положите таблетку на середину языка, чуть ближе к горлу (если таблетка попадет на корень языка, это вызовет рвотный рефлекс);
  • дайте ребенку отпить воды, чтобы вместе с ней он проглотил таблетку.

Может потребоваться несколько тренировок, чтобы малыш перестал бояться глотать лекарства в виде таблеток и капсул. Важно создать благоприятный эмоциональный фон занятий – это поможет ребенку быстрее освоить навык.



Loading...Loading...